г. Зеленогорск
т. 8(39169) 40371
Email: muza82@mail.ru

www.ole-abramova.narod.ru
Главная | Руководство | Практикум по дизайну | Дизайнеры представляют
Это нужно знать:-

Вступление

Основные понятия

Полезное о цвете

Алгоритм создания интерьера

Реализация

 

-

II. Понятия, язык дизайна.

Что такое дизайн?
- "Синтез искусства и науки…" - кричит школьник с последней парты…
- "Правильно! Пятерка в журнал!"
-Язык для общения человека и вещи, им созданной..
-Он должен "красиво попадать в цель", как сказал один неизвестный студент.

Данные понятия применимы к дизайну интерьера!

В советские времена слово "дизайн", ввиду своей яркой "западности", не одобрялось и заменялось выражением "художественное проектирование" (между прочим, довольно точным). Сегодня мы говорим о дизайне по самым разным, порой несусветным поводам - от оформления дамской сумочки до внешнего вида межконтинентальной баллистической ракеты.
Дизайн интерьера в том числе - особое видение жизни и жажда творчества, а для кого-то уже и необходимость. Когда живешь в окружении красоты, становишься тоже красивым. Понимаешь, важность цвета в жизни, формируются вкусы. Если Вам приходилось общаться с дизайнерами, или читать журналы о творчестве дизайнеров, зарубежных или русских, то заметили, что у каждого из них свое собственное видение на этот предмет. Единственное, что может быть похожим - стиль жизни.

Госпожа Природа дала нам форму и красоту, а господа Художники - образ и душу. Форма и цвет - составляющие части дизайна. Конечно, есть и фактуры, пропорции, масштабы, линии, геометрия и так далее до бесконечности дизайна. Чтобы заказчикам или начинающим дизайнерам / кто сегодня решил им стать / хоть каким-то образом ориентироваться во множестве терминов в дизайне, разберем самые основные: стиль и стилизация, пространство и среда, композиция, пропорции, пластика, ритм, объем, цвет, свет, контраст и нюанс, поверхность и фактура. Эти понятия общие и фундаментальные для всех видов искусств. Дизайн существует одновременно в двух измерениях, двух мирах - в области чистого искусства и в области техники. Соответственно, и язык понятий делится на две группы. Первую можно обозначить как "художественную", которая пришла из "старших" видов искусства - живописи, скульптуры. Вторая группа понятий пришла в дизайн из области техники, конструирования и строительства, поэтому назовем ее "технической". К техническим понятиям имеет смысл отнести реконструкцию, перепланировку, кубатуру, перспективу, зонирование, масштаб, эскиз, проект, чертеж, выкраску, инсоляцию, декорирование, модуль, план.

Форум

Ссылки
Часто задаваемые вопросы
Юмор

Гостевая

 
 
  1. Среда - это организованное дизайнером или архитектором предметно-пространственное окружение человека. Например, анфиладное пространство с парадным чередованием залов и золоченой мебелью создает "дворцово-показательную" среду. А пространство офиса с экономной и рациональной расстановкой мебели и соответствующим освещением характеризует среду деловую, располагающую к работе. В процессе дизайнерской деятельности вы должны четко и обоснованно ставить перед собой задачи и представлять себе образ будущей среды - интимная ли это обстановка спальни, уютно-деловитая - кабинета или располагающая к отдыху атмосфера гостиной.

2. Пространство можно назвать "оформленной пустотой". Попытаемся представить ее себе через наши ощущения: в маленьком замкнутом параллелепипеде лифта - и в чистом поле, во дворце эпохи барокко - и в петербургском дворе-колодце. Пространство всегда окрашено эмоцией, оно послушно воле дизайнера и в то же время, в известной мере, формирует личность и настроение человека. Дизайнер, как правило, имеет дело с внутренним пространством, причем как здания, так и человека, кому создается интерьер, отличие от архитектора, создающего внешнюю городскую среду.
  3. Композиция "держит" ваше пространство, организует его и подчиняет так называемым законам композиции. К ним можно отнести деление на зоны, вычленение главного и второстепенного. Чаще всего встречается центрическая композиция жилища. В доисторической пещере центром, вокруг которого сосредотачивалась жизнь рода, был очаг, в Элладе и Древнем Риме - внутренний дворик-атриум, в средневековье - камин, и, наконец, в современной "sitting-room" смысловым и композиционным центром стал друг семьи - телевизор. Если вы строите дом или перепланируете квартиру, постарайтесь внимательно продумать и заранее выделить смысловой, геометрический центр композиции жилого пространства. Чаще всего таким центром является гостиная или столовая. Композиционный центр столовой или гостиной - обеденный стол, камин, телевизор, журнальный или карточный столик - вы назначаете лично, или он определяется сам собой, в соответствии с традициями и образом жизни семьи. На основе выразительности создается впечатление, произведенное этим предметом, его особыми свойствами, красотой. Цельность связана с совершенствованием общей структуры. Единство - это использование общих художественных средств. Тектоника представляет собой художественно выявленное конструктивное строение предмета. Центр композиции - главная часть, которая выделяется одним из художественным средством, которая становится сразу заметной на общем фоне. Этот главный элемент содержит в себе линию или точку, относительно, которой возникает равновесие остальных частей. Центр композиции придает устойчивость всему произведению. Уравновешенность может достигаться с помощью цвета ,симметрии, либо асимметрией с правильными пропорциями. Гармоничность оставляет впечатление завершенности. Геометричность - соотношение размеров формы по ширине, высоте, глубине.
  4. Пропорции знакомы нам еще из учебников математики как соотношение частей между собой и отношение каждой части к целому. Пропорции наиболее полно выражали представление людей о гармонии. Найденное в Древней Греции идеальное соотношение пропорций получило название "золотого сечения" и считается наиболее совершенным. В дизайне интерьера к отвлеченным математическим понятиям добавлено еще одно, конкретное - человек. Выражение "человек - мера всех вещей" буквально означает следующее: с высотой роста среднего человека, с длиной его рук и ног соизмеряется высота помещения, ширина оконных и дверных проемов, размеры ступеней лестниц. Недаром до появления метрической системы все мерили "частями тела" - локтями, саженями. Пропорции нужны нам для достижения максимального комфорта. "Правильные" и "неправильные" пропорции - понятия в применении к интерьеру достаточно условные. То, что красиво для стиля high-tech, чудовищно уродливо для готики, и наоборот. Создавая нужную вам среду или образ жилища, вы можете использовать абсолютно неправильные пропорции. К примеру, имеется намерение воспроизвести готическое пространство. Для этого значительно увеличьте высоту стены по отношению к площади комнаты (раз этак в пять), добавьте вытянутый дверной проем, крепко нарушив соотношение его ширины и высоты, "вытяните" окно - вот вам и "готика". Если еще поработать со светом, декором и мебелью, то получится эффектная стилизация под готический стиль. Иными словами, пропорция может стать одним из стилеобразующих элементов.
5. Стиль складывается, как правило, из ряда устойчивых приемов и форм, присущих только ему. Повторение в реальном интерьере какого-либо исторического стиля во всей его чистоте невозможно и нецелесообразно, каждый существует в своем времени. Творческое воспроизведение исторического стиля в современном варианте называется стилизацией. Сегодня стилизация - тонкая и сложная игра со стилем, придающая облику интерьера особый шарм. В этом случае не повторяют заученные формальные приемы, а неназойливо, взяв лучшие и характерные черты стиля, включают их в современное жилище. Совсем не обязательно воспроизводить на седьмом этаже блочного дома залы Зимнего дворца, это затея неперспективная. Если вы захотели создать атмосферу барокко на сорока квадратных метрах, лучше обратиться к стилизации.
6. Ритм - это равномерное или неравномерное чередование действий или элементов, бессознательное или организованное, совершаемое человеком, машиной, в природе и т. д. Первые ритмы, которые мы ощущаем с рождения, - биение нашего сердца и смена дня и ночи. Живым существам ритм присущ органически. В архитектуре и дизайне его используют как выразительный художественный прием, чтобы придать внешнему виду здания или интерьеру эмоциональность, обозначить четкий порядок или, наоборот, "сломать" монотонность пространства. Ритм бывает пластический (линейный), световой, цветовой, ритм объемов и пространств. Пластический, или, иначе, линейный ритм, как правило, задается формой основного, специально подчеркнутого предмета или конструкции. Таким выделенным элементом может стать необычной формы окно, рельеф стены или потолка. Если у вас треугольный или округлый оконный проем, считайте, что пластический ритм треугольника или овала вам задан, и смело подчиняйте ему остальной интерьер, фантазируя на тему геометрии. Эффектная или редкая мебель тоже хороша как источник пластического ритма. Если вы отважны в области моды и сделали центром композиции комнаты авторское кресло, повторяйте ритм рисунка спинки, ножек, подлокотников в вещах менее заметных. Линия или форма, неоднократно повторенная в пространстве, и образует пластический (линейный) ритм. Если в качестве ведущего цветового ритма выбран, скажем, желтый, то он становится цветовым акцентом интерьера. Желтый цвет, начавшись в прихожей, ритмически движется и повторяется в цвете ковра гостиной, абажуре, диванной подушке и т. д. Это могут быть вещи из разного материала, с различной фактурой поверхности, но их цвет, если мы добиваемся именно ритмических отношений, должен точно воспроизводить один и тот же оттенок. Приблизительность погубит стиль. См. пример в ссылке Работы. Ритмическая организация пространства - высший пилотаж дизайна. Однако можно стать мастером и в этом деле.
7. Форма - это внешнее очертание предмета, отчасти выражающее его внутреннюю структуру и подчиненную конструкторской задаче. Чтобы ее почувствовать ее можно все выкрасить в белый цвет, лишить фактуры, отделив только форму.

 

8. Цвет - один из важнейших элементов интерьера (бесцветный интерьер просто невозможен). В качестве рабочего приема при оформлении пространства используют цветовой контраст, нюанс и акцент. Первый шаг в выборе будущей палитры сделайте, руководствуясь стилем жилища. Например, интерьер в стиле high-tech может быть построен на цветовом контрасте ("родителеями" high-tech были минимализм и поп-арт; последний как раз позволяет использовать яркие, открытые цвета). Синий, желтый, фиолетовый, красный располагаются по правилам авангардной живописи, тогда композиция комнаты будет напоминать полотно поп-арта.Все составляющие интерьера не могут быть одного цвета и тона. Из взаимодействия цветов рождается колорит. Его можно подобрать для всего жилища в целом и для каждой комнаты в отдельности. Колорит, как известно, бывает теплый и холодный. К теплым мы отнесем все цвета и оттенки огня - от золотисто-желтого до коричневого, к холодным - цвета воды и неба: голубые, зеленые, серые и т. д. И помните, что цвет- это одна из основ интерьера.

 

 

9.Свет- элемент дизайна, который может служить как декоративным целям, так и функциональным. Именно он при взаимодействии с цветом может создавать ту атмосферу, к которой вы стремитесь - интимная ли она или сугубо деловая. Также свет может стать стилевым акцентом, который подчеркивает образ создаваемого интерьера.

Итак, вы сделали первые шаги в профессии дизайнера и, надеюсь, приблизились к пониманию ее законов. Неважно, займетесь ли вы интерьером лично, доверитесь ли дизайнеру или просто начнете рушить стены, главное, Вам будут известны секреты дизайна!
Главная | Руководство | Практикум по дизайну | Дизайнеры представляют
(С) Дистанционный творческий конкурс-проект "Моя Веб-страница", 2002
(С) Алеся Абрамова, 2002, E-mail: muza82@mail.ru , г. Зеленогорск, т. 8(39169) 4-03-71
http://www.eidos.ru/project/web/regulat.htm
Hosted by uCoz